Линейная модель коммуникации

  • Смотреть раздел: 1
  • ^ 2

Image

В процессе социологического исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации. Широкое признание и распространение получила линейная модель коммуникации, разработанная известным американским социологом Г. Лассуэлом и включающая пять элементов:

•           Кто ? (коммуникатор передает сообщение)

•           Что? (передается сообщение)

•           Как? (осуществляется передача)

•           Кому? (направлено сообщение)

•           С каким эффектом? (сообщение доставлено)

Итак, в этой модели выделяются следующие компоненты коммуникационного процесса: 1) источник коммуникации (коммуникатор); 2) содержание; 3) канал коммуникации; 4) мишень (приемник); 5) эффект.

При этом Г. Лассуэл выделил три основные функции процесса коммуникации как процесса по своей сути управленческого:

1.     наблюдение за окружающей средой для выявления угрозы представляемому обществу и определения возможностей оказания влияния на ценностные ориентации этого общества и/или его составных частей;

2.     корреляция соотношения составных частей этого общества при его реагировании на "поведение" окружающей среды;

3.     передача социального наследия от поколения к поколению. Основы деловой риторики

Однако модель Лассуэла не отражает всей сложности и полноты коммуникативной функции культуры. В ней акцент делается на активность коммуникатора, а реципиент оказывается только объектом коммуникационного воздействия. Дело в том, что результат коммуникации - не просто изменение сознания, чувств, установок или поведения слушателя (зрителя, читателя), это еще и достижение определенной степени согласия или несогласия реципиента с тем, что, как и почему сообщается коммуникатором. Поэтому в дополнение к бихевиористической по существу модели Лассуэла в середине 50-х годов XX века появилась интеракционистская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом. Принципы оценки объектов недвижимости.


© 2006 social-manage.narod.ru. Электронная почта: social-manage@narod.ru.
Hosted by uCoz